8 01770 51290 «Регистратура»
г. Несвиж, ул.Сырокомли, 29
crb@nesvizh-hospital.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
BelarusianChinese (Simplified)EnglishGermanPolishRussianUkrainian

ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ 2024: АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ

 

Материал подготовлен на основе информации
Центральной избирательной комиссии Республики Беларусь,

материалов агентства ”БелТА“ и газеты ”СБ. Беларусь сегодня“

 

Выборы – один из неотъемлемых элементов демократии в государстве, эффективный формат коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса. 

В нашей стране максимально реализован конституционный принцип народовластия, закрепленный в статье 3 Основного Закона Республики Беларусь: ”Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией“. В Беларуси сделано все, чтобы гражданин самостоятельно и свободно решал, кто на выборах заслуживает его голоса.

Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко 20 ноября 2023 г. подписал указы № 367”О назначении выборов депутатов“ и
№ 368”О назначении выборов в Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь“.

 

ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ СОСТОЯТСЯ В ЕДИНЫЙ ДЕНЬ ГОЛОСОВАНИЯ – 25 февраля 2024 г.

Текущая избирательная кампания – крупнейшая за всю историю независимой Беларуси. Предстоит избрать 110 депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь и
12 514депутатов местных Советов депутатов.

Справочно:

В областные и Минский городской Советы – 388 депутатов, районные – 3 434, городские (городов областного подчинения) – 373, городские (городов районного подчинения) – 223, поселковые – 63, сельских – 8 033 депутата.

В единый день голосования с 08:00 до 20:00 белорусские граждане определятся с представителями, которые будут выступать от их имени, делегируя им право управления нашей страной.
Те избиратели, у которых не будет возможности прийти на участок в воскресенье, могут реализовать свое избирательное право в период досрочного голосования с 20 по 24 февраля с 12:00 до 19:00.

Наряду с этим будет организовано голосование по месту нахождения избирателя. В случае неспособности лично прийти на избирательный участок гражданин может обратиться в участковую комиссию, в том числе в день выборов (до 18:00), с просьбой об организации голосования по месту своего нахождения. Проголосовать на дому можно будет только 25 февраля.

С 9 февраля каждый избиратель может проверить включен ли он в список для голосования по месту проживания и правильно ли указаны сведения о нем.

Избиратели, которые не зарегистрированы на территории участка для голосования, но обладают документом, подтверждающим проживание на данной территории, имеют право быть включенными в список избирателей до дня выборов (не позднее 24 февраля 2024 г.).

Особенностью данной кампании является то, что в выборах депутатов местных Советов имеют право участвовать граждане России, которые постоянно проживают на территории нашей страны. 

Граждане, которые постоянно проживают за границей, смогут приехать в страну и проголосовать на участке № 248, расположенном в г.Минске по адресу: ул. Свердлова, д. 30 (ГУО ”Гимназия № 75
им. П.В.Масленикова“). Если у гражданина есть регистрация по месту пребывания, он будет включен в списки по месту регистрации.

Справочно:

Решение отказаться от формирования участков для голосования за рубежом связано с отсутствием необходимых мер безопасности на территории других стран, сокращениемчисленности работников дипломатических служб, неблагоприятной эпидемиологической обстановкой. 

На избирательном участке избиратели получат:

в Минске по 2 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей и Минского городского Совета депутатов;

в областных и районных центрах по 3 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, горсовета или райсовета;

в сельской местности по 4 бюллетеня: по выборам депутатов Палаты представителей, облсовета, райсовета, сельского или поселкового Совета.

 

ВЫБОРЫ В СОВЕТ РЕСПУБЛИКИ НАЦИОНАЛЬНОГО СОБРАНИЯ ВОСЬМОГО СОЗЫВА

С 12 марта по 21 марта 2024 г. президиумы вновь избранных районных, городских Советов депутатов совместно с районными и городскими исполкомами, президиумами Минского городского Совета депутатов и Мингорисполкома выдвинут кандидатов в члены Совета Республики.

С 22 марта по 31 марта 2024 г. пройдет регистрация кандидатов в члены Совета Республики.

Выборы членов Совета Республики пройдут 4 апреля 2024 г. на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и депутатов Минского городского Совета депутатов.

Установление ЦИК итогов выборов и регистрация избранных членов Совета Республики пройдет не позднее 11 апреля 2024 г.

Вниманию выступающих: при подготовке выступления целесообразно воспользоваться ранее направленными материалами о роли и полномочиях депутатов местных Советов депутатов, Парламента, а также результатах законодательной деятельности Парламента седьмого созыва.

Как отмечают эксперты, организация и проведение выборов в Беларуси демонстрируют возросшую сознательность всего белорусского общества. Цивилизованный и спокойный характер проведения кампании является залогом того, что нашу страну никому из-за рубежа не удастся втянуть в очередную попытку государственного переворота.

 

КОНКУРЕНЦИЯ ВМЕСТО КОНФРОНТАЦИИ 

Выборы – это всегда конкуренция идей, проектов, личностей. К сожалению, долгое время под предлогом участия в избирательных кампаниях в нашей стране доступ к публичной политике получали люди, которые были ориентированы не на добросовестную политическуюсостязательность, а на конфронтацию с государством.

Опыт предыдущих электоральных кампаний в Беларуси свидетельствует, что не всегда количество кандидатов в депутаты гарантируеткачество выбора. Достаточно сказать, что почти
5%(27 человек) от зарегистрированных кандидатов в депутаты Палаты представителей на выборах 2019 года были безработными (в 2024 г. –
0,4% (1 человек)). А большая часть т.н. ”независимых“ выдвиженцев только и делали, что призывали к слому конституционного строя. По сути при кажущемся изобилии у избирателей выбор был один: между хаосом и эволюционным развитием.Этот выбор всегда был очевиден.

Прямым свидетельством того, что на выборах депутатов 2024 года обеспечена состязательность и конкуренция является статистика зарегистрированных кандидатов в депутаты.

Справочно:

Всего в депутаты Палаты представителей выдвинуто
298 кандидатов
, из которых зарегистрированы 265. Среди них
10 граждан в возрасте до 31 года, 92 женщины, 20 действующих депутатов Палаты представителей, 31 действующий депутат местных Советов депутатов. 82 кандидата представляют сферу науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта, 50 – государственные органы, 49 – промышленность, транспорт, строительство. 

Всего в депутаты местных Советов депутатов выдвинуто
18 996 кандидатов
, из которых 18 802 продолжат борьбу за депутатский мандат. Среди них 803 гражданина в возрасте до 31 года, 10 107 женщин, 7 330 действующих депутатов местных Советов депутатов.

Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести общие сведения о кандидатах в депутаты в вашем регионе.

За тем, как будут соревноваться между собой кандидаты в депутаты избиратели могут наблюдать с 31 января по 24 февраля (период предвыборной агитации).

Справочно:

Избирательным кодексом предусмотрены широкие возможности для информирования граждан кандидатами в депутаты о своей предвыборной программе:встречи со своими избирателями на собраниях или в другой удобной для избирателей форме;

массовые мероприятия (собрания вне помещений, митинги, пикетирование) с целью осуществления предвыборной агитации;

распространение агитационных материалов за счет средств собственных избирательных фондов.

У избирателей будет возможность познакомиться с предвыборными программами кандидатов в депутаты Палаты представителей в печатных СМИ, увидеть и услышать их выступленияпо телевидению и радио.

Предвыборные программы кандидатов в депутаты местного Совета депутатов будут размещены на официальном сайте соответствующего местного исполнительного и распорядительного органа.

Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести информацию о местах, определенных для агитации на территории округов, сформированных в вашем регионе.

Наряду с этим на всех участках для голосования не позднее чем за
14 дней до выборов будут оформлены стенды с информационными материалами о кандидатах.

 

ПРАВИЛА ИГРЫ НА ПАРТИЙНОМ ПОЛЕ СТРАНЫ

Важно подчеркнуть то, что к нынешним выборам страна подошла, заметно обновив ряд важнейших элементов политической системы – внесены изменения и дополнения в Конституцию, усовершенствовано законодательство, регулирующее деятельность политических партий и общественных объединений. Все это позволило избавиться от многочисленных фейковых, существовавших на бумаге структур, либо тех из них, которые управлялись или финансировались извне.

Больше нет в Беларуси, как принято говорить, ”карманных“ партий, насчитывающих пару сотен человек, принадлежащих олигархам или находящихся на денежном довольствии у своих хозяев за пределами страны.

Белорусские партии представляют интересы больших социальных групп (не менее 5 тыс. членов) – от рабочих и крестьян (КПБ, РПТС), до национально ориентированного бизнеса (ЛДПБ) и представителей социальной сферы (Белорусская партия ”Белая Русь“).

Партийные кандидаты представляют весь идеологический спектр, они могут и будут предлагать разные пути достижения общей цели – строительство сильной и процветающей Беларуси. Других правил игры на партийном поле страны нет и не будет.

Справочно:

Белорусская партия ”Белая Русь“ выдвинула на предстоящие выборы
3 687 кандидатов в местные Советы депутатов и 72 – в Парламент.

Коммунистическая партия Беларуси выдвинула 609 человек
в местные Советы депутатов и 50 – в Парламент.

Республиканская партия труда и справедливости – 420 человек
в местные Советы депутатов и 21 – в Парламент.

Либерально-демократическая партия Беларуси – 209 человек
в местные Советы депутатов и 63 – в Парламент.

Полноценная и честная конкуренция на партийном поле становится ответом на бесчинства и беспредел, которые предлагают наши оппоненты. Не бывает обществ, где бы отсутствовали альтернативные проекты развития. Не исключение и Беларусь. Но спорить и дискутировать о путях развития страны мы будем цивилизованно и демократично на парламентской площадке.

Вместе с тем, при всей значимости партийного строительства, большая часть выдвинутых кандидатов в депутаты являются беспартийными.

Справочно:

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь правом выдвижения кандидатов в депутаты наделены не только политические партии, но и трудовые коллективы, граждане путем сбора подписей.

В Беларуси избирателю доверяют и дают самому определиться с тем, кого он хочет видеть в Парламенте или в местном Совете: сторонника той или иной партии или же человека, выдвинутого путем сбора подписей или трудовым коллективом. В этом проявляется демократизм нашего строя.

В то время как во многих странах, особенно на Западе, гражданам не оставляют подлинного выбора. Там людям навязывают обезличенные партийные списки. Фактически они формируются группировками внутри правящих кругов.

Белорусы пошли своим путем и такой подход встречает понимание не только внутри нашей страны, но и у многих людей за рубежом.

 

 

ВЫБОРЫ – ЭТО НЕ ШОУ

Быть депутатом – это не привилегия, а ответственная работа. Она предъявляет высокие требования к профессиональному и жизненному опыту претендента на депутатский мандат, его авторитету в обществе, компетенции в вопросах государственного устройства.

Понимая это, белорусы делают выбор осознанно, вдумчиво, взвешивая все ”за“ и ”против“, внимательно изучая предвыборную программу кандидатов в депутаты. Такова политическая культура белорусов, подразумевающая равный содержательный обоюдовыгодный диалог между обществом и государством, а не ”гвалт и крик“, как нам пытаются навязать ”западные учителя“.

Цена ошибки слишком велика, чтобы превращать электоральную кампанию в представление или шоу на манер так называемых ”образцовых“ западных демократий. Серьезные споры и дискуссии о путях развития общества и государства там давно уступили место скандалам, обсуждениям личной жизни политиков, занятых пополнением своих банковских счетов и карьерным ростом. Чем это оборачивается, мы можем воочию наблюдать на примере крупнейших стран Европы, жителям которых ничего не остается, как выходить на улицы с требованиями защиты своих базовых прав и интересов.

В соответствии с результатами социологического исследования, проведенного Институтом социологии НАН Беларуси в ноябре–декабре 2023 г. население наиболее предпочтительными формами работы
в ходе избирательной кампании считает традиционные: встречи кандидатов с гражданами по месту жительства (34,8%) и работы или учебы (23,3%), их выступления на ТВ, по радио и в прессе (27,6%), а также теледебаты (20,5%). Данные формы позволяют оценить преимущества и потенциал кандидатов, в первую очередь, через прямую коммуникацию с ними. Далее располагаются – работа в сети Интернет, использование средств наглядной агитации, индивидуальная работа кандидата и его доверенных лиц с избирателями.

62,8% респондентов считают, что, в первую очередь, в предвыборной программе кандидата в депутаты должны быть отражены конкретные предложения по решению проблемных вопросов, а не обещания, лозунги или критика в адрес действующих депутатов, оппонентов либо органов власти. Это свидетельствует об ожиданиях избирателей от потенциальных кандидатов в депутаты обстоятельной работы в случае их избрания.

На выбор избирателя в значительной степени оказывает влияние характеристика личности кандидата в депутаты.

По данным соцопросов, при выборе депутатов респонденты в основном руководствуются информацией об уровне компетентности кандидатов (наличие опыта руководящей деятельности – 38,6%, образование – 33,4%, сфера трудовой деятельности – 30,5%, политические взгляды – 29,8%, наличие заслуг или достижений – 25,7%, умение грамотно говорить и выступать – 25,1%), его возрасте (29,1%)и политических взглядах (29,8%).

В меньшей степени интересуют граждан личная жизнь, религиозная и партийная принадлежность кандидатов.

Избиратели голосуют как за самого кандидата, так и за программу, с которой он выступает. 

По мнению респондентов, после своего избрания депутат должен сосредоточиться на:реализации общественных инициатив и предложений (40,9%), личных приемах граждан (33,7%), осуществлении контроля принятых властью решений (29,3%), проведении встреч с избирателями (26,8%), совершенствовании правовых норм и законодательства (19,9%). Представительские функции и личные интересы получили крайнее неодобрение.

Таким образом, белорусский избиратель в своем выборе руководствуется здравым смыслом, объективными оценками и ориентацией на ”земные“ интересы.

От кандидатов, будь то партийцы или беспартийные, общество ждет нового уровня политической культуры, политической борьбы. Это означает открытую, свободную и конструктивную конкуренцию идей, мнений.

 

ВЫБОРЫ ПРОВОДИМ ДЛЯ СЕБЯ

Проводить выборы, чтобы кому-то понравиться на Западе и быть вхожим в высокие кабинеты так называемых ”хозяев мира“ – это не наш путь. За такую ”привилегию“ многие страны и народы расплачиваются своим суверенитетом.

Государство и общество в Беларуси руководствуются простой и очевидной истиной – выборы мы проводим для себя, с целью избрать наиболее достойных депутатов, которые будут защищать и отстаивать наши интересы. Мы бы и готовы придерживаться единых международных стандартов проведения выборов, но таких пока никто не придумал. Именно поэтому Беларусь воздержалась от приглашения наблюдательной миссии ОБСЕ на парламентские выборы 25 февраля.

Справочно:

Среди причин такого решения:

отсутствие у ОБСЕ единых норм, стандартов, которые приняты всеми странами по теме международного наблюдения за выборами. В результате чего наблюдаются определенные географические функциональные перекосы: неравное количество наблюдателей, которые направляются по решению БДИПЧ ОБСЕ на запад и восток от Вены, а также традиционное доминирование представителей стран Запада в миссиях ОБСЕ;

деградация атмосферы межгосударственного взаимодействия на пространстве ОБСЕ, которая находит свое выражение в остром кризисе доверия, нарушении традиций уважительного, дипломатично-корректного диалога. Яркое проявление – введение странами Запада неоправданно жестких политических и экономических санкций, в том числе в отношении белорусского Парламента. В ограничительные визовые списки Евросоюза включены белорусские парламентарии, что означает фактический запрет на их участие в наблюдении за выборами по линии БДИПЧ ОБСЕ и ПА ОБСЕ в странах ЕС.

В то же время Республика Беларусь остается открытой для непредвзятого электорального мониторинга за выборами. Порядок направления и аккредитации наблюдателей при проведении выборов устанавливает Центральная избирательная комиссия. В соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь наблюдателями могут быть представители политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов, граждан, представители иностранных государств и международных организаций.

Справочно:

По состоянию на 5 февраля 2024 г.,аккредитовано 27 790 внутренних наблюдателей, из них: ЦИК, областными (Минской городской) окружными избирательными комиссиями – 726, районными, городскими, поселковыми, сельскими, участковыми – 27 064.

Для наблюдения за выборами в Республике Беларусь приглашены:

миссия СНГ, в том числе Межпарламентская Ассамблея государств-участников СНГ (86 человек);

Шанхайская организация сотрудничества (4 человека);

избирательные органы иностранных государств (6 человек).

Итого, наблюдать за выборами депутатов в Республике Беларусь будут около 96 иностранных наблюдателей (на 31 января).

Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести актуальную информацию о количестве аккредитованных наблюдателей в вашем регионе.

Вместе с тем, решение воздержаться от приглашения наблюдателей ОБСЕ на выборы 25 февраля не означает в целом отказ от сотрудничества в наблюдении за выборами по линии ОБСЕ. Белорусская сторона будет готова пересмотреть свои подходы в части приглашения наблюдателей ОБСЕ, если Запад найдет силы, смелость, возможность отказаться от санкционной политики и от попыток вмешательства во внутренние дела Беларуси.

 

ВАЖЕН ГОЛОС КАЖДОГО

Ключевой особенностью электоральной кампании – 2024 года является то, что проходит она на фоне серьезных для нашей страны внешнеполитических вызовов – военного конфликта в Украине и нескрываемой гибридной агрессии со стороны Запада. В таких условиях выборы – это не только формирование представительных органов власти, но еще и универсальный механизм консолидации и общественного единения белорусского народа. Это одновременно возможность, право и обязанность каждого из нас послужить делу сохранения мира на нашей земле.

Перед белорусами стоит непростая задача – строительство национальной политической системы, которая бы максимально обеспечивала и защищала ценности мира, безопасности и социальной справедливости на белорусской земле. Прийти на избирательный участок и сделать свой выбор – это не только долг и обязанность каждого из нас, но это еще и громкое ”НЕТ“ общественному противостоянию, ”майдану“ и хаосу в нашей стране. Не отдать свой голос нельзя – слишком большая ответственность за будущее лежит на каждом из нас.

Выборы в Парламент и местные Советы депутатов – это возможность участвовать в управлении страной, влиять на принимаемые решения и видеть результаты своего таланта, профессионализма и трудолюбия. Успешная, технологически развития, комфортная и уютная Беларусь не нужна никому, кроме нас самих. И строить ее такой, какой мы ее хотим видеть, тоже никто не будет за нас. Не стоит верить пустым обещаниям и надеяться на чужую помощь.

 

****

 

Несмотря на то, что нынешняя электоральная кампания проходит на фоне попыток грубого вмешательства во внутренние дела независимой Беларуси, политическая мудрость, национальное единство и желание жить в мирной стране позволят белорусам сделать правильный выбор.

Граждане приняли как руководство к действию слова Главы государства А.Г.Лукашенко: ”Мы сегодня в такой сложной ситуации, что это подобно тому, что мы идем по тонкому льду. Неосторожный шаг – и мы можем утонуть, опрокинуть государство“.

Наш конституционный строй в очередной раз проходит важное испытание. Правильный, осознанный выбор каждого гражданина определит дальнейшее устойчивое развитие суверенной Беларуси, благополучное будущее наших детей и внуков.

                                                                                             

Об итогах социально-экономического развития

Минской области за 2023 год

Минская область вносит существенный вклад в развитие экономики страны,формируя19% валового внутреннего продукта.

В 2023 году организации области произвели 21,9% объема промышленного производства страныи 26,6% – сельскохозяйственного (это – наибольшие значения среди регионов страны).

В Минской области привлекается наибольший по стране объеминвестиций в основной капитал– 23,8% от инвестиций в республике,больше всего строится жилья – 29,5% от всего объема введенного
в эксплуатацию в 2023 году жилья в стране.

На долю области пришлось 24,6% экспорта товаров республики,16,9% розничного товарооборота, 14,6% оптового товарооборота, 12,5% грузооборота страны.

Важнейшей сферой деятельности,определяющейпродовольственную безопасность страны, социальную стабильность
в обществе и экспортный потенциал республики, является сельское хозяйство.

В 2023 году надоено более 2 млн. тонн молока.Средний удой молока от коровы увеличился на 5,7% и составил 6562 килограмма. Выращено основных видов скота и птицы 511,8 тыс. тонн (101,4% к 2022 году).
В хозяйствах всех категорий производство зерновых и зернобобовых культурсоставило 1,9 млн. тонн, увеличилось производство картофеля (107,4% к 2022 году), сахарной свеклы (132,6%), овощей (100,3%).

Ведущее место в экономике области принадлежит промышленному комплексу.

Имеющиеся компетенции и кадры позволяют наращивать промышленный потенциал (в области насчитывается более 4 тысяч промышленных предприятий).   

Существенный вклад в экономику области вносят крупные промышленные организации: ОАО «Беларуськалий», ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», группа компаний «Алютех», СЗАО «БЕЛДЖИ», предприятия холдинга «Мясомолпром», ОАО «БЗМП», СООО «Лекфарм», ОАО «ГОРОДЕЙСКИЙ САХАРНЫЙ КОМБИНАТ», ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» и другие.

Наиболее значимыми видами деятельности для области являются производство пищевых продуктов (удельный вес в областном объеме производства – 29,9%), химическое производство (16,3%), машин
и оборудования (10,5%), металлургическое производство (9,1%), транспортных средств и оборудования (8,8%).

В структуре промышленного производства республики на долю Минской областиприходится 100% карьерных самосвалов, почти
100% легковых автомобилей, 86% панелей и плит паркетных, более
89% калийных удобрений, 58% кож дубленых и выделанных, 56% вод минеральных и газированных,53% сахара, 49% трикотажных изделий,
32% цельномолочной продукции.

Объем промышленного производства области в 2023 году
по сравнению с 2022 годом в сопоставимых ценах увеличился на 18,3%
и составил 40,9 млрд. рублей.

В 2023 году в области осуществлялся выпуск импортозамещающей продукции по 156товарным позициям (производство пищевых продуктов,
легковых автомобилей, пестицидов и гербицидов, комплектующих
для транспортных средств, оборудования для горнодобывающей отрасли, металлургического производства и другое).Производствоимпортозамещающей продукции по сравнению с 2022 годом увеличилось на 53,1% и составило 2755,1 млн. долларов США.

Одной из приоритетных задач внешнеторговой стратегии области является географическая и товарная диверсификация экспорта. Организации области осуществляют внешнеторговые операции
со 167 странами мира, товары поставляются на рынки 138 государств.
За 2023 год экспортировано товаров на 11,6% больше, чем за 2022 год. Экспорт услуг увеличился на 37,7% к уровню 2022 года.

Инвестиционная деятельность в Минской области направлена
на наращивание объема инвестиционных вложений и повышение эффективности их использования, в том числе привлечение ресурсов
в производственную сферу и сосредоточение их на реализации инвестиционных проектов за счет внедрения современных технологий
и разработок.В результате повышается конкурентоспособность выпускаемой продукции, расширяется экспортная база и производство импортозамещающей продукции.

В рамках инициативы «Один район – один проект» в Минской области в 2023 году осуществлялась реализация 46 инвестиционных проектов, по итогам реализации которых планируется создание более
2 тыс. рабочих мест.

Примером успешной реализации в 2023 году стало завершение проектов по реконструкции здания склада под организацию производства террасной доски ООО «Бергия Групп» и созданию инновационного производства сухого молока с капиллярно-пористой структурой
на Копыльском филиале ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат».

Приоритетным для Минской области является развитие районов
на основе городов с численностью населения свыше 80 тыс. человек (Борисовский, Молодечненский и Солигорский районы). В 2023 году
на территории этих районов осуществлялась реализация
31 инвестиционного проекта в производственной сфере (в Борисовском районе – 15 проектов, Молодечненском – 7, Солигорском – 9). Завершена реализация 5 инвестиционных проектов.

Значительное влияние на инвестиционную деятельность Минской области оказывают Китайско-Белорусский индустриальный парк «Великий Камень» (далее – парк) и СЭЗ «Минск» за счет привлечения новых резидентов и организации эффективных и конкурентоспособных производств.

На 1 января 2024 года в парке зарегистрировано 120 резидентов
из 14 стран с объемом заявленных инвестиций 1,4 млрд. долларов США
и планами по созданию более 14,5 тысяч новых рабочих мест, в том числе в 2023 году зарегистрировано 26 новых резидентов. Новые резиденты парка планируют реализовать инвестиционные проекты в следующих областях: производство медицинских изделий и новых материалов, машиностроение, комплексная логистика, фармацевтика, медицинское обслуживание, создание диагностической лаборатории, осуществление научных исследований и разработок, электроника и телекоммуникации.

В СЭЗ «Минск» в 2023 году на территории Минской области зарегистрировано 3 новых резидента, которые планируют реализацию проектов по производству мебели и деревянных конструкций, упаковки, химических добавок.

Всего по области за 2023 год объем инвестиций в основной капитал составил 8494,6 млн. рублей и увеличился по сравнению с 2022 годом
на 17,5%в сопоставимых ценах.

В 2023 году в области построено 10 930 новых квартир. Введено
в эксплуатацию за счет всех источников финансирования
1237,4 тыс. кв. метров общей площади жилья, что составляет 119,7%
к уровню 2022 года, в том числе в сельской местностипостроено
823,8 тыс. кв. метров, или 116,3% к уровню 2022 года.

Развитие внутреннего потребительского рынка обеспечивается
за счет совершенствования материально-технической базы объектов торговли и общественного питания, развития новых форм и методов продажи товаров. За 2023 год розничный товарооборот области вырос
на 4,6% к уровню 2022 года и составил 12,9 млрд. рублей.

Создание благоприятных условий ведения бизнеса в Минской области положительно влияет на развитие малого и среднего предпринимательства.На 1 января 2024 г. в области осуществляли деятельность 63 513 субъектов малого и среднего предпринимательства,
из них 17 032 малых предприятия, 46 082 индивидуальныхпредпринимателя и 399 средних предприятий. За 2023 годпоступления

в бюджет от данной категории плательщиков увеличились по сравнению
с 2022 годом на 110,4 млн. рублей и составили 2770,6 млн. рублей.

Обеспечивается поступательный рост номинальной начисленной среднемесячной заработной платы, которая за 2023 год составила
1905,5 рубля (118,1% к 2022 году) и превышает среднереспубликанский уровень (1902,3 рубля).Реальная заработная плата по области увеличилась к уровню 2022 года на 12,4%.

Сохраняется в социально допустимых пределах уровень зарегистрированной безработицы(на конец декабря 2023 г.0,03%
от численности рабочей силы).

Совокупные поступления доходов консолидированного бюджета области за 2023 год увеличились к 2022 году на 27,3%.

Дальнейшее развитие области будет направлено на достижение ключевой цели – обеспечение роста экономики с целью повышения благосостояния населения за счет расширения производственного потенциала и роста его конкурентоспособности, снижения производственных затрат, стабильного обеспечения внутреннего рынка, наращивания объемов инвестиций в основной капитал.

УЗ «Несвижская центральная районная больница»

222603, г.Несвиж, ул.Сырокомли, 29
приемная главного врача — 8 01770 25661
регистратура поликлиники — 8 01770 51290
внебюджетный отдел — 8 01770 25199
8 01770 51290 «Регистратура»
г. Несвиж, ул.Сырокомли, 29
crb@nesvizh-hospital.by
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ